Начало    Галерея    О художнике    Новости    Фотоальбом    Гостевая    Контакты    English 
Краснощёкова Елена ٭ О художнике

О художнике

Елена Краснощёкова

Творческая палитра Елены Краснощёковой широка и разнообразна. Художница верит в неуловимость прекрасного, поэтому очертания предметов в её картинах часто зыбки, их можно сравнить с фата-морганой или с миражом наяву. Но даже неуловимость прекрасного можно и нужно попытаться выразить. Это и есть авторское кредо художницы. Наверное, не будет преувеличением назвать живопись Елены Краснощёковой русским неоимпрессионизмом. Хотя, конечно, личность любого художника шире творческого направления, которое он представляет. Часто одно и то же творческое направление объединяет совершенно разных по духу и букве творчества людей, как например, это было с импрессионистами, символистами, акмеистами или футуристами. Но большие художники - как правило, существа одиноческие, самодостаточные, и часто им даже не ведомо, что критики уже их посчитали и с кем-то "объединили". Елена Краснощёкова вынашивает свой творческий метод, свою стилистику самостоятельно, вне ученичеств и подражаний. И её "рука" вполне узнаваема - что может быть ценнее для творчества настоящего художника? Но главное в её работах - это пленница зазеркалья, душа.

Несмотря на кажущуюся простоту, мир живописи Елены загадочен и романтичен. И это напрямую связано с её стилем письма. Лично я не очень люблю однотонную живопись: мне милее палитра контрастная. Однако я прекрасно понимаю, что именно такая живопись - высший пилотаж для художника. Это можно сравнить с каприсом Паганини, исполняемым автором на одной струне. У Елены, в отличие от итальянского виртуоза, есть струна, на которой она никогда не играет - это чёрный цвет. Любимый цвет Казимира Малевича напрочь отсутствует в работах Елены Краснощёковой. И это - не поза и не аскеза художницы. "Просто этот цвет отсутствует в моей душе", - так объясняет сама Елена эту особенность своего творчества.

Елена Краснощёкова полагает, что жизнь - это взвихренная Вселенная, причём этот жизненный вихрь в её полотнах не хаотичен, а чётко организован и напоминает собой живой круговорот стихиалей. И вихри эти не поглощают мир в чёрную дыру, а глубоко сочувствуют сердцу художницы. Именно они создают неповторимый, "пляшущий", как выразился Ницше, ритм жизни, воссоздают из хаоса космос. Именно они рождают кульминационные моменты бытия - озаренные светом периоды вдохновения, когда мы понимаем себя наиболее глубоко. В такие минуты мы особенно остро ощущаем свой внутренний мир. Иногда он представляется нам обитаемым островом, который вдруг оказался в водовороте бурных событий. А иногда мы в состоянии соединить два противоположных берега реки: мы - мост, мимо которого без устали снуют корабли, может быть, летучие голландцы наших желаний.

В картине "Осенняя элегия" Елена Краснощёкова создаёт впечатление тотального погружения в мантру осени. Как Арбат, который, по мистическому выражению Окуджавы, "никогда до конца не пройти", так и глубина осенней аллеи Краснощёковой необозрима, бесконечна и щемяще маняща. Но костёр лиственного огня не сжигает героиню. Наоборот, от него веет радостью, полнотой проживания жизни, необозримым пространством, в котором затерявшийся человек, тем не менее, не потерян для внутреннего мира, для гармонии с окружающей средой.

"Незнакомка" художницы, казалось бы, отсылает нас к одноимённому стихотворению Блока. И, действительно, в картине присутствует "сплав из многих миров, преимущественно синего и лилового", о котором говорил поэт применителько к созданному им образу. Но от Незнакомки Елены Краснощёковой не веет никакой дьявольщиной или инфернальной потусторонностью. Она, скорее, напоминает знаменитую Мону Лизу - так же загадочна и многозначительна её полуулыбка.

Елена Краснощёкова стремится стать настоящим Мастером. Я не помню, кто из художников придумал срезать краски с загустевающей палитры и приклеивать их к картине для создания эффекта объёмности. Елена очень часто пользуется этим приёмом, поэтому её картины и выглядят необычно, и перевозка с выставки на выставку чревата их повреждением. Но приём этот не только эффектный, но и очень эффективный.

Карпенко Александр (культуролог, искусствовед, переводчик, музыкант, бард, поэт)
•  О ТАЛАНТЕ ХУДОЖНИЦЫ ЕЛЕНЫ КРАСНОЩЕКОВОЙ21.03.11